ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 31 мая 2016, 22:00

"Идеологические" амбиции власти

Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин недавно сделал очередное заявление с тоталитарным подтекстом. На этот раз главный следователь страны, обуреваемый страстью к политическим мечтаниям, озвучил весьма одиозную идею о необходимости законодательного закрепления государственной идеологии. В том, к чему может привести реализация таких масштабных и антиконституционных, по сути, инициатив, пытался разобраться ЗАКС.Ру.

"Идеология играет чрезвычайно важную роль в становлении и функционировании государства и права, Во-первых, идеи, которые составят ее содержание, должны отражать не сиюминутные и конъюнктурные интересы государства, а интересы стратегического порядка или долгосрочной перспективы". Вторая составляющая, по его словам, должна учитывать как внутренние, так и внешние условия существования государства: исторические традиции, менталитет народа, геополитическое положение страны, экономику, демографию и экологию. "В-третьих, они должны охватывать все сферы общественной жизни: социально-политическую, экономическую, духовную", — заявил глава СКР на научной конференции "Преступление и наказание; грех и искупление".

Современная политическая и юридическая мысль разделяет понятия "государственная идеология" и "национальная идея". Национальная идея не является совокупностью жестких догм, отказ от следования которым должен караться на законодательном уровне. В политической науке — это форма знания о политике, которая в своей основе полагается на ценностный и мировоззренческий фундамент. Национальная идея – это куда более широкое и менее оформленное представление о смысле и ценностях нации. Национальная идея рождается из эстетического и культурного опыта, а не из философских концепций, и уж тем более не из законодательных актов.

Отдельно выделим термин "политическая идеология", как неотъемлемую часть политической борьбы. Для ее участников она служит интеллектуальной основой их политических программ и ориентиром в их общественно-политической деятельности.

Государственная идеология подразумевает именно насаждаемую государственной властью "единственно верную" политическую картину, за критику и отход от которой несогласные подвергаются репрессиям. Как показывает исторический опыт, даже самые благие и неагрессивные идеи отдельных политических групп, пришедших к власти и объявивших эти идеи государственной идеологией, в итоге становятся поводом для борьбы с инакомыслием.

История знает множество примеров, когда безобидные и человеколюбивые политические учения становились орудием в руках жестоких и властолюбивых элит. Как, к примеру, глубокую философскую основу коммунизма без сожалений купировали, низводя идеи, выращенные на почве классической немецкой философии, до "красной книжечки" Мао. И даже этого хватало, чтобы мобилизовать малограмотные массы и превратить их в инструмент для беспрецедентных по своему масштабу политических и социально-культурных репрессий, которые сотрясали Китай в 60-х годах прошлого века.

Да и сегодня если мы посмотрим на страны, в которых до сих пор существует такой исторический рудимент, как государственная идеология, то увидим, что это далеко не самые успешные и уважаемые на международной арене государства.

Неужели господин Бастрыкин хочет увидеть нашу родину в одном ряду, например, с Северной Кореей, в которой, согласно установленной государственной идеологии, главой государства официально является мертвый Ким Ир Сен? Или с Исламской Республикой Иран, где по государственному телевидению транслируют в прямом эфире смертные казни? А может, главного следователя и вовсе интересует имиджевое соседство с запрещенной в России террористической группировкой "Исламское государство", с которой воюет весь мир? Ведь политическая основа ИГ также предполагает законодательное закрепление государственной идеологии.

Прогрессивная и успешная часть мирового сообщества, к которой нам, исходя из здравого смысла, стоит стремиться, явно не разделяет идею господина Бастрыкина, которая по своей сути является антиконституционной. Ведь с юридической точки зрения такое заявление не только противоречит 13-й статье действующей Конституции Российской Федерации, но и является своеобразным "посягательством" на ее основы.
 
Подробнее об этом ЗАКС.Ру рассказал глава правозащитной организации "Команда 29", юрист Иван Павлов.

— Согласно ст. 13 Конституции РФ, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. И как-то по-другому нельзя истолковать эту статью. Возможно, Бастрыкин замахнулся на изменение Конституции, что по плечу правящей партии. В рамках действующей Конституции его выступление можно рассматривать как наскок на основы действующего конституционного строя, — заявил Павлов.

Восторженные романтики

Однако не все так настороженно настроены по отношению к идее введения законодательно оформленной идеологической догмы. Среди поборников официальной идеологизации нашей страны есть не только приближенные к власти политики, но и журналисты и публицисты.

Председатель политической партии "Партия Великое Отечество", писатель, журналист Николай Стариков считает, что создание идеологии жизненно необходимо современной России. Он рассматривает конституционное ограничение в 13-й статье как проявление несвободы. Судя по всему, он, как и многие, не особенно разделяет понятия "национальная идея" и "государственная идеология".
 
— Необходимо вырабатывать национальную идею. В нашей Конституции действительно запрещена идеология, и я считаю это большой ошибкой. Национальная идея у любого народа, цивилизации и государства должна быть, вне зависимости от того, что написано в Конституции, — рассказал в беседе с ЗАКС.Ру Стариков.

Согласно его точке зрения, "национальная идея" в нашей стране не совпадает с официально принятой идеологией либерализма, которую он почему-то отождествляет с концептом "общества потребления".

— Наша идея до сих пор не сформулирована. Во времена Советского Союза идеология и национальная идея совпадали. Идеология говорила о том, что мы строим общество справедливости, где все люди будут жить достойно вне зависимости от цвета кожи и национальности, и это совпадало с национальной идей справедливости, которая была в нашем народе испокон веков, — утверждает писатель.

Значение термина "национальная идея" Николай Стариков видит в "смысле жизни нашей уникальной Русской цивилизации". Писатель утверждает, что самое благоприятное для нашего общества направление развития – это стремление максимально укрепить государственную власть.

— В российской истории мы видим одну простую закономерность: чем крепче государство, тем лучше живут его граждане. Как только государство ослабляется, начинаются национальные и политические катаклизмы. Если вам нужны примеры, то посмотрите на сегодняшнюю Украину, бывший Советский Союз или на Российскую империю образца 1917 года. Национальная идея должна быть справедливой, как и идеология, — считает политик.

Он полагает, что возникновение той самой "национальной идеи", совместимой с государственной идеологией, крайне необходимо для того, чтобы наша страна преодолела кризисное экономическое и "духовное" положение, в котором она сейчас находится.

В своих доводах Стариков, однако, не обращается за примерами к развитым странам, которые прекрасно обходятся без государственной идеологии.

Любопытно, что один из ярчайших в недавнем прошлом поборников либеральных учений российский и украинский журналист и публицист Анатолий Вассерман круто изменил свои прежние взгляды. И на идеологию в том числе. Публицист солидарен со Стариковым в определении либерализма как господствующей в нынешнем российском государстве идеологии. При этом, по его мнению, либеральная идеология даже закреплена у нас в конституции.

— Если бы нашей стране не была бы нужна идеология, то не были бы в первых двенадцати статьях Конституции РФ закреплены основные положения либеральной идеологии, а в тринадцатой статье запрещена критика этих основных положений. Государственная идеология у нас, несомненно, есть. Причем, судя по результатам ее применения, она далеко не лучшая из существующих. Пример российской конституции позволяет заметить, что отсутствие в законе слов о государственной идеологии не препятствует самому существованию этой идеологии, — рассказал в беседе с ЗАКС.Ру Анатолий Вассераман.

Отсталости стран с официально провозглашенной и законодательно закрепленной идеологией публицист находит свои причины. Он видит в этом факте два основополагающих аспекта.

— Либо принятая государственная идеология сама по себе не очень подходит данной стране, либо страны, где в качестве государственной закреплена другая идеология, устраивают сеансы политического и экономического давления на тех, чья идеология их не устраивает, — считает Вассерман.

Тем не менее, по его словам, история Северной Кореи, в частности, доказывает стойкость и прочность режима, основанного на социалистической идеологии. Несмотря на то, что страна уже 66 лет находится в состоянии войны и пребывает в жесткой экономической блокаде, Вассерман видит заслугу идеологии в том, что КНДР "продолжает разрабатывать и производить высокотехнологичную продукцию и вооружение". Что же касается жизни граждан КНДР, то этот момент интеллектуал дипломатично опускает.

— Когда условия меняются, а идеологию не успевают вовремя поменять, то это может вызвать значительные осложнения. Например, всё та же социалистическая идеология в 50-е годы нуждалась в концептуальной доработке, но так как этого не сделали, то она завела нашу страну в тупик. Выход из этого тупика откроется нам только в середине 2020-х годов. Только к тому времени будут созданы технические средства, достаточные для преодоления этого тупика, — рассуждает Вассерман.

Он также заявил, что "даже неправильная государственная идеология лучше ее полного отсутствия". Относительно наиболее приемлемой и подходящей для России идеологической доктрины журналист не стал конкретизировать и описал ее лишь в общих принципиальных чертах. Любопытно то, что Вассерман приветствует идеологию и отрицает при этом догмы. По его мнению, это не одно и то же.

— Для России более всего подходит отсутствие всяких догм и готовность пересматривать любые положения, которые могут завести страну в тупик. Чаще всего достаточно небольшой доработки таких положений, и никогда не стоит отвергать с негодованием всё прошлое. Недаром большевики через 15-20 лет после того, как взяли в руки государственную власть, порванную в клочья тогдашними белоленточниками, были вынуждены отказаться от повторения белоленточных заклинаний о том, что всё прошлое России было кошмаром. Сегодня, через четверть века после очередного триумфа белоленточников, приходится отвергать упорство их заклинаний, что в Советском Союзе было всё плохо, — заявил Анатолий Вассерман.

По его мнению, России необходимо "восстанавливать целостность страны не только в пространстве, но и во времени". Но такая идеологическая парадигма не связана, по его мнению, с современным российским пониманием консерватизма.

— Под консерватизмом у нас понимают бездумную борьбу с любыми развитиями и переменами. Но на самом деле консерватизм состоит из двух этапов. Сохранение – это только второй этап. Первый этап – это поиск того, что заслуживает сохранения, — заключил публицист.

В максимально общем представлении выразил необходимость существования идеологии и другой интеллектуал, магистр игры "Что? Где? Когда?" Александр Друзь.

— Идеология нужна любой стране и любому человеку. Идеология происходит от слова "идея". И если ни у человека, ни у страны нет идей, то это не человек и не страна.

Относительно наиболее предпочтительного характера идеологии для России Друзь не стал делать определенных заявлений, а лишь отметил, что "на любом этапе исторического развития нужно думать и соображать, чтобы идеи были".

Опасные тенденции

Не отрицает существование государственной идеологии в РФ также и либеральный публицист Виктор Шендерович. Но, по его мнению, либеральные идеи о верховенстве прав человека, заложенные в нашей конституции, существуют лишь формально.

— Государственная идеология так или иначе существует, но дело в том, записана ли она в документах или нет. В Конституции РФ записана вполне себе замечательная идеология. Другое дело, что сегодняшняя государственная практика не имеет к этой конституции никакого отношения. То, что написано в Конституции, — права человека, власть народа, запрет на цензуру – это вполне себе замечательная государственная идеология. Все другие идеологии, которые можно придумать, религиозного или националистического содержания, всё, что отрицает права человека, – это смертельно опасно, — рассказал Шендерович в беседе с ЗАКС.Ру.

Публицист утверждает, что эти "опасные" идеологии фактически доминируют в нашем обществе и политике. К ним писатель относит "имперскую идеологию, антиамериканизм, антилиберализм и сдвиг православия в сторону клерикализма. Он также весьма настороженно отнесся к вероятным сценариями дальнейшего тиражирования нелиберальных идеологий.

— Это всё очень опасно. Нет никаких механизмов, которые могут остановить эти процессы. Мы просто наблюдаем и ждем, в какой форме это всё лопнет. Есть три варианта развития событий: эволюция, деградация, взрыв. Механизмы эволюции отрезаны. Для нас остается только деградация и взрыв. Что произойдет — решит матушка-история, — заключил Виктор Шендерович.

На распутье

Как можно увидеть, общество действительно не может существовать без набора базовых политических целей и ценностей. И наше государство действительно в своей юридической основе имеет исключительно либеральный по своему духу основной закон. Необходимость существования идеологических ценностей как фундамента и основы политической нации не является бессмысленным заявлением. Другое дело, когда почитаемые политические идеалы и ценности внезапно становятся аксиомами, за пренебрежение которыми неизменно следуют санкции по отношению к несогласным.

Одно дело, когда вера в некий общепринятый порядок вещей гарантирует консолидацию весьма большого набора этносов, наций и классов внутри одного государства и общества. Но на информационном поле активно взращиваются идеи другой природы и направленности - системы идей, явно культивирующие ненависть и рознь, которые формируют у общественных групп общность на основе противопоставления внешним врагам. Наверное, их и имел в виду Виктор Шендерович. Левые мыслители прошлого называли такую политику емким словом "империализм".

Особую опасность для нашего будущего, в ракурсе заявления Бастрыкина, сулит представление о гипотетической государственной идеологии как об идеях, которые будут охватывать "все сферы общественной жизни". Именно такие "национальные идеи" становятся тоталитарными идеологиями при их государственном оформлении.

Граждане же, как всегда, в большинстве своем остались молчаливы и безучастны к заявлениям Бастрыкина.

Святослав Афонькин

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости23 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама