ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 22 мая 2012, 16:06

Тайна депутатской поправки

Уже неделю петербургские депутаты-оппозиционеры участвуют в хитроумном квесте. Поправка БФК к городскому бюджету сплошь состоит из статей расходов на того или иного лояльного Смольному парламентария. Чтобы сопоставить цифры и фамилии, необходимо найти секретные коды, прилагающиеся к поправке. А они существуют лишь в нескольких экземплярах и надежно спрятаны своими обладателями. Если оппозиционеры коды найдут, в Петербурге случится скандал федерального масштаба.

На минувшей неделе, за два дня до второго чтения закона о корректировке бюджета города, на заседании бюджетно-финансового комитета ЗакСа рассматривали поправки, поданные депутатами. За десять минут до начала заседания членам комитета раздали книжечки из 10 листов А4, сложенных пополам и содержащих около трехсот предложений по сокращению или увеличению расходов по тем или иным статьям. Это поправка БФК. Глава комитета Константин Сухенко, как уверяют депутаты-оппозиционеры, не смог ответить, кто именно из парламентариев является автором каждой из этих инициатив. Несмотря на возмущения эсеров и яблочников, документ был принят. Иного, впрочем, никто и не ждал – за каждой из строк документа стоит конкретный депутат, который теперь получит деньги на свой округ или иные городские нужды. Анализируя документ, можно угадать авторство некоторых парламентариев, но далеко не всех. Однако у нескольких человек в городе есть секретные коды. Каждой из строчек поправки БФК соответствует один из них. Если наложить коды на поправку, становится ясно, кто и сколько получит.

2% – и по рукам!

Депутатская поправка была придумана еще во времена мэра Собчака. В ходе переговоров с депутатами, от которых глава города добивался назначения своих выборов 1996-го года на более ранний срок, он отдал им 2% от бюджета. Деньги распределялись поровну между парламентариями и назывались депутатскими резервными фондами. Все это делалось совершенно официально. Средства тратились довольно свободно. Во время губернаторства Владимира Яковлева к парламентариям возникли юридические претензии. Поправка была переименована в коллективную – ее готовили депутаты, но подавала уже администрация города. Деньги все еще распределялись поровну. При Валентине Матвиенко эта статья расходов превратилась в поправку БФК. Деньги стали распределять не поровну. Их давали руководителям фракций, которые уже сами распределяли средства между подопечными парламентариями. То же происходит и сейчас – официально никаких 2% уже нет, хотя по старой памяти о них все еще говорят и примерно столько и выделяют. Но теперь эту поправку получают уже не поровну все депутаты, а в зависимости от того, как каждый из них договорится.

Нужно понимать, что деньги, выделяемые депутатам, идут не напрямую в их карманы, а на округа. И дальше распределяются в соответствии со среднестатистическим уровнем коррупции в России – кто-то их крадет целиком или частично через подставные фирмы, берет откаты от получателей средств (например, муниципалитет, администрация района, общественная организация и т.д.), кто-то все пускает на округ. Тратить деньги на избирателей выгодно с электоральной точки зрения. В таком случае жители ощущают заботу своего избранника (поскольку на каждой скамейке или двери, установленных парламентариями, обычно пишут имя благодетеля) и на следующих выборах идут за него голосовать.

Этой весной Законодательное собрание принимает не сам бюджет Петербурга, а лишь корректирует его. Поэтому о депутатской поправке речи могло вообще и не идти – основные деньги на депутатов прописываются в законе по осени, когда непосредственно принимается бюджет. Но многие из нынешних народных избранников осенью счастливыми обладателями мандатов еще не были – выборы прошли в декабре. А если предположить, что некоторых кандидатов в партийные списки завлекали обещаниями "распила бюджета", можно догадаться, что отговорки типа "сейчас денег нету, вот дождитесь осени, тогда все и будет", их не устроили.

Пятачок

В результате, в кулуарах Мариинского дворца возникла полуофициальная версия, которой на условиях анонимности делится чуть ли не каждый второй. Мол, сейчас распределяют "копейки", новичкам дают по пять миллионов, а тем, кто уже не первый созыв депутатствует, не достается вообще ничего.

Такую сумму подтвердили ЗАКС.Ру во фракции КПРФ, которая бюджет послушно поддержала. Коммунистов якобы собрал их руководитель Владимир Дмитриев и озвучил цифру в 5 миллионов. После этого парламентарии сдали свои предложения Дмитриеву, он передал по цепочке, и в итоге эти статьи расходов попали в поправку БФК. Якобы по 5 миллионов предлагали яблочникам в обмен на поддержку бюджета. Однако они отказались и голосовали против. Аналогичное предложение было сделано шести эсерам. Пятеро его отклонили. А вот Андрей Анохин бюджет все же поддержал. При этом собеседники ЗАКС.Ру уточняют, что в ночь перед голосованием за корректировку бюджета в первом чтении, сумма предлагаемой поправки для эсеров выросла с 5 до 12 миллионов.

Фраза "новичкам дали по пять миллионов" вовсе не означает, что в кабинет каждого занесли по чемодану денег. Это значит, что им сообщили: вы можете расписать поправок на эту сумму. Затем поправки были объединены в одну - поправку БФК - и приняты на заседаниях сначала комитета, а потом всего парламента.

Выяснить, кому принадлежит авторство той или иной поправки, далеко не всегда возможно. Иногда все очевидно: например, в бюджет муниципалитета, располагающегося на территории депутата, перечисляют дополнительные деньги. Однако обычно все гораздо сложнее: деньги отправляются, например, в комитет по здравоохранению. Вместе с деньгами, которые город и так намерен перечислить в ведомство. Там знают, что сумму, переведенную от конкретного депутата, нужно направить в медицинские учреждения его округа. Например, так, по слухам, сделал депутат Анохин. На 500 тысяч он намерен заняться зубопротезированием для своих избирателей.

Но все не так однозначно. Например, муниципалитету "Красненькая речка" дополнительно достанутся почти 17 миллионов рублей. При этом МО находится в округе депутата Милонова, новичком в ЗакСе точно не являющимся.

Непрошедшие не кусаются

Исторически сложилось, что выборы в Законодательное собрание Петербурга часто проходят зимой. То есть вскоре после утверждения бюджета города. По неписанному закону, депутатам, голосовавшим за бюджет осенью, а зимой выборы проигравшим, поправку сохраняли. То есть если депутат Иванов в ноябре 2011 года утверждал бюджет, в декабре 2011 года выборы проиграл, то в 2012 году средствами депутатской поправки он еще пользовался. Таково, как рассказывают ЗАКС.Ру лишившиеся мандатов экс-депутаты, было джентльменское соглашение.

Однако в этом году оно оказалось нарушено. Большинству непрошедших парламентариев, о чем они рассказывают изданию, поправку секвестрировали – под предлогом того, что бюджет города дефицитный. Высвободившиеся таким образом деньги якобы забрал себе Смольный.

Между тем, это лишь одна из версий. Ее озвучивают бывшим депутатам при вычеркивании из бюджета их статей. Есть и другая: с Дона выдачи нет. Деньги, уже отданные депутатам, возврату не подлежат. Только обмену.

Согласно нынешней поправке БФК, на 12 миллионов уменьшено финансирование муниципалитета "Кронверское". Он находится в округе непрошедшего единоросса Алексея Белоусова. Правда, дополнительные 7 миллионов получит муниципалитет "Введенский", также относящийся к округу Белоусова. Но нужно понимать, что эти муниципалитеты граничат с округом спикера Вячеслава Макарова, поэтому история взаимоотношений местных и регионального депутатов может быть сложнее.

Десяти миллионов лишился муниципалитет "Гражданка" и пяти – "Пискаревка", относящиеся к территории непрошедшего Андрея Черныха - в далеком прошлом перебежчика из "Яблока", а в прошлом созыве – единоросса. Трех миллионов лишился муниципалитет "Морские ворота". Он относится к округу новичка-единороса Андрея Васильева, с которым, по слухам, произошла некрасивая история.

Дело в том, что Васильев якобы рассчитывал на значительно большие, чем 5 миллионов, суммы. Видимо, ему их обещали, когда брали в партийный список. Узнав, что речь идет о 5 миллионах, он якобы был крайне расстроен. И чуть ли даже не собирался поделиться несправедливостью с прессой. Однако в последний момент конфликт каким-то образом (скорее всего, внушением) удалось урегулировать, а Васильев якобы вообще отказался от своей поправки.

Зато, как уже упоминалось выше, 17 миллионов получило МО "Красненькая Речка", относящееся к округу Виталия Милонова. Более того, еще 22,5 миллиона дополнительно выделяют соседнему муниципалитету "Княжево", депутаты которого находятся под патронажем Милонова.

Откровенничавшие с ЗАКС.Ру коммунисты сомневались в том, что им выделили лишь по 5 миллионов. По их мнению, сумма могла достигать 10 миллионов, однако до рядовых членов фракции (которая состоит из семи человек) дошла только половина. К нерядовым они относят лидера фракции Владимира Дмитриева и депутатов Игоря Коровина и Константина Смирнова. Причем появление в этом списке последних двух объясняется шаткими позициями Дмитриева на руководящем посту и его поиском сторонников.

Процесс информирования депутатов о том, полагается ли им депутатская поправка и, если да, то в каком объеме, вообще очень индивидуален. Считается, что узнают об этом в аппарате Законодательного собрания. С КПРФ якобы общаются через руководителя фракции, а он уже – с рядовыми членами. С ЛДПР – через Дениса Волчек – депутата Госдумы, экс-депутата ЗакСа, курирующего родной город. С эсерами приходится разговаривать персонально – Оксана Дмитриева держит депутатов в ежовых рукавицах. Бюджет из справедливороссов поддержали лишь Анохин и Ларионов. По всей видимости, аналогичная система взаимоотношений с "Яблоком" - ни один из них за бюджет не голосовал. Также персонализированы отношения с единороссами. Собеседники ЗАКС.Ру уверяют, что цифры им якобы озвучивает – дословно – не спикер Макаров.

Всего нынешней поправкой БФК перераспределяются почти 1,6 миллиарда рублей. Причем средства, которые комитет предлагает сэкономить, тысяча в тысячу совпадают со средствами, которые он предлагает дополнительно израсходовать. Характерно, что при очень примерном подсчете, именно эта сумма – 1,6 миллиарда – и получается, если сложить поправки непрошедших депутатов. Единороссы, по слухам, осенью ориентировались на цифру 100 миллионов (не попали в ЗакС 11). Сколько доставалось эсерам-перебежчикам неизвестно, но не прошло из них четверо. Пользовались поправками и несколько непрошедших депутатов из других фракций.

О том, по чьей инициативе была распределена подавляющая часть этих денег, можно только догадываться. Очевидно, что версия, по которой все забрал себе Смольный, не выдерживает критики – это подтверждает даже анализ денег, направляемых на муниципалитеты. Однако им из 1,6 миллиарда дополнительно выделяют лишь 83 миллиона. Остальные средства распределены через смольнинские комитеты, администрации районов и т.д.

Код доступа

Вот здесь-то и начинается главная интрига, придающая истории детективный характер. Дело в том, что каждой из статей поправки БФК соответствует тайный код. Эти коды не фигурируют в официальных документах. Просто у крайне ограниченного круга лиц в комитете по финансам Смольного и в ЗакСе есть специальный внутренний документ. На нем к каждой из опубликованных статей поправки БФК приписан этот самый код. Обладание секретным документом позволяет за считанные минуты разобраться, кому и что досталось: какой депутат или какая фракция куда направили деньги. И именно за этими кодами "начали охоту" яблочники и эсеры.

При этом можно предположить, что коды уже давно предусмотрительно "съедены" владельцами. И усилия оппозиционеров заведомо обречены на провал. Однако, с другой стороны, в арсенале обделенных поправками депутатов могут находиться шантаж, подкуп или просто хорошие отношения. И в таком случае нельзя быть уверенным, что в Петербурге в ближайшее время не разразится скандал федерального масштаба.

Олег Мухин

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Рейтинг персон в этом материале




Новости28 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама