ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 9 июля 2010, 19:10

РЖД может поскользнуться на Лосевском пороге  

Планы ОАО "Российские железные дороги" на организацию транспортировки нефтяных цистерн через заповедную зону Карельского перешейка Ленинградской области — знаменитый Лосевский порог встретили протест местных жителей и ученых. Монополист настаивает на прокладке новой ветки, несмотря на то, что это самый затратный и экологически безответственный вариант решения задачи организации скоростного движения между Петербургом и Хельсинки. Скандал может выйти на общероссийский уровень — его предлагается обсудить в Госдуме.

РЖД: все решено
Вопрос о необходимости строительства железнодорожной ветки Лосево — Каменногорск возник в связи с планами ОАО "РЖД" решить проблему организации скоростного сообщения между Петербургом и Хельсинки за счет отвода грузового на Приозерское направление.

Вообще-то проектировщики предложили четыре способа решения проблемы. Три из которых так или иначе связаны с реконструкцией существующих путей Выборгского направления. Четвертый вариант, самый кардинальный, предусматривает строительство новой ветки через знаменитый Лосевский порог — жемчужину российского и международного туризма.

Но РЖД почему-то рассматривает только один вариант — прокладку новой ветки. И его бесцеремонно лоббирует, несмотря на то, что он является самым дорогим и экологически безответственным: строительство относительно реконструкции увеличивает расходы на 10–11 млрд рублей. Кроме того, на 515 миллионов в год возрастет содержание путей.

Местные жители, экологи, ученые выступают категорически против нефтяной дороги через заповедные места. Монополисту пока удается от них отмахиваться. На общественных слушаниях по проекту строительства (07.04.2010) "слушателям" дали понять, что обсуждать, собственно, нечего — вопрос уже решенный. Рассказом о деталях наступления на туристическую Мекку и прогнозом последствий ни монополист, ни власть себя заморачивать не стали. Людям приходится угадывать даже буквы, чтобы, как в ключворде, собирать слово.

Игра втемную
Как отмечают эксперты, сделать выводы о преимуществе того или другого варианта весьма затруднительно, потому что даже убогая информация предоставлена без альтернативы — только по четвертому варианту. Похоже, что первые три варианта — дань формальному исполнению законодательства.

Ученые бьют тревогу в связи с тем, что новая трасса на большом протяжении будет проходить по природоохранным и сельскохозяйственным территориям. Согласно технико-экономическому обоснованию Ленгипротранса строительство ветки через Лосево удвоит интенсивность движения поездов на участке Петербург — Сосново. Исходя из Правил технической эксплуатации железных дорог РФ участок Петербург — Лосево превращается в магистраль с высокоинтенсивным движением.

На слушаниях были представлены сведения, не позволяющие сравнить положительные и отрицательные моменты всех четырех вариантов, заявила кандидат технических наук доцент кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности Балтийского государственного технического университета (Военмех) Наталья Тюрина.

Ученые вменяют чиновникам следующее: проанализированы не все факторы, которые скажутся на окружающей обстановке. А по тем, что исследованы, приводятся заниженные результаты воздействия. Так, не принято в расчет вибрационное загрязнение. Занижены уровни акустической нагрузки и расстояние дискомфорта по этому параметру.
По данным ученых, норматив по шуму обеспечивается лишь на расстоянии 900 м, а не 330, как это преподносят чиновники. Не учтено фоновое шумовое влияние существующей железки на прилегающую территорию Варшко-Суходольское. Не рассмотрено воздействие на экосистему Суходольского озера. Не проведен анализ экологического риска при возникновении чрезвычайной ситуации.

"Оценка воздействия проектируемого объекта на окружающую среду выполнена на крайне низком уровне. Шумозащитные мероприятия неэффективны", — вынесли свой вердикт эксперты.

Между тем, по данным геоэкологов, район отличается низкой устойчивостью к антропогенной нагрузке. А леса вдоль трассы характеризуются высоким бонитетом (показатель, отражающий качество природных объектов, продуктивность леса, зависящий от почвенно-грунтовых и климатических условий. — Ред.) и повышенной пожароопасностью.

По мнению экспертов РосНИПИ урбанистики, наибольший ущерб принесет именно четвертый вариант (10 баллов), наименьший (4,7 балла) – первый: Выборг — госграница.

Партизанские вылазки
Для Лосево губительно любое строительство железной дороги, убеждена депутат Законодательного собрания Ленинградской области Тамара Киселева. Это будет тоннель, который убьет рекреационную зону федерального и международного значения. На территорию, ограниченную Вуоксой и Суходольским озером, приходится до 13,5% рекреационного потенциала области. Депутат обратилась в региональное правительство с просьбой предоставить всю имеющуюся информацию по проекту.

Как сообщил председатель некоммерческого спортивно-туристского фонда "Вуокса" Алексей Озеров, в случае реализации проекта строительства железнодорожного моста через Вуоксу будут перекрыты берега в районе порогов. Что поставит под угрозу международный фестиваль экстремальных видов спорта "Вуокса", который здесь проводится уже несколько десятилетий.

Окончательного решения по строительству железнодорожной ветки через Приозерский район еще не принято, однако местные жители замечают, что в зоне планируемой железной дороги Лосево — Каменногорск уже, похоже, ведутся подготовительные строительные работы. Причем все делается партизанскими методами — в зимний междачный сезон. Приехав весной, люди обнаружили перед Лосево огромную насыпь без каких-либо опознавательных знаков. За Лосевом неизвестными вырубается просека. Как рассказала активист инициативной группы "Лосево в опасности" Наталья Гладковская, местные жители не могут добиться внятной информации. На запросы в администрацию люди получили ответ, что работы проводятся по заказу местных властей. Ни слова о том, кто их проводит, вид работ, сроки.

Люди взывают к президенту
Активисты собирают подписи под обращением к президенту, правительству, Общественной палате РФ и губернатору Ленинградской области — на сегодня их получено более 700.

"Реализация проекта крайне негативно повлияет на экологию во всем регионе, включая Санкт-Петербург. Строительство трех мостов через Вуоксу, где проходит водосброс в Ладогу и далее в Неву, потенциально крайне опасно. Любая авария (80% предполагаемых перевозок — нефтеналивные и угольные составы) грозит экологической катастрофой для прилегающей местности и города", — говорится в документе.

Приозерский район, отмечают авторы обращения, является лидером по насыщенности домами отдыха, туристическими базами, детскими лагерями, большинство из которых располагается вблизи поселка Лосево. Это единственное место на территории Ленинградской области, где проводятся тренировки и соревнования по таким видам водного спорта, как водный слалом, рафтинг, сплав на байдарках, каякинг.

Зоны отчуждения вдоль проектируемой ж/д ветки и ж/д моста не только заблокируют прилегающую местность, но и лишат законных владений многих собственников домов, земель и дачных участков. Среди них немало ветеранов и блокадников.

Активисты обращают внимание президента на то, что существуют другие варианты проекта, не затрагивающие развитые густонаселенные пункты, не угрожающие природоохранному комплексу. Северо-западное отделение Центра социально-консервативной политики намерено инициировать проведение парламентских слушаний в Государственной Думе РФ, заявил в "Зеленой лампе" президент центра Игорь Шувалов. "Постараемся организовать дискуссию на площадке комитета Госдумы по природопользованию, экспертом которого я являюсь", — сказал он. По итогам планируется направить обращение депутатов к руководству ОАО "Российские железные дороги".


Ирина Кравцова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама