ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 23 июня 2010, 17:16

Политпросвет от кинофестиваля Frontline

Открытие фестиваля документального кино Frontline Центра экстремальной журналистики Союза журналистов России состоялось в пресс-клубе "Зеленая лампа". Фестиваль, который проходит с 21 июля по 2 июля, на сей раз носить название "Десять вечеров, которые могут поменять ваше мнение о…". Фестиваль напрямую связан с Frontline Club в Лондоне, который организует программу дискуссий о журналистике, показы документальных и художественных фильмов, презентации книг и фотовыставки.

Стойкий Аман Тулеев

Фестиваль открылся картиной "Нестихийное бедствие в Китае: слезы провинции Сычуань", повествующей о чудовищном землетрясении 2008 года, в котором погибли 70 тыс. человек, из них 10 тысяч — дети. Как уверяют авторы, причина такого числа жертв — коррупция и мошенничество местных властей. Сотни плачущих отцов и матерей требуют извинений чиновников… Ситуация несколько напоминает недавнюю трагедию на шахте "Распадская", когда трагедия, произошедшая накануне Дня Победы, замалчивалась. Однако разница между Китаем и Россией велика. Так, в эпизоде, когда толпа негодующих родителей направляется на встречу с местным мэром, перед ними в буквальном смысле падает на колени секретарь партии. Он просит протестующих остановиться и обещает помочь в решении проблем. "У нас Аман Тулеев что-то не бросался на колени перед убитыми горем родственниками погибших шахтеров", — отметил после показа координатор проекта Frontline в России Юрий Бурцев.

Поразила собравшихся и другая сцена, в которой женщина, потерявшая ребенка, привела иностранных журналистов на плантацию риса. Селяне попросили оператора отразить в наилучших красках, как им хорошо живется при действующей власти, и были очень раздражены горем матери, которая портила своими жалобами картину и подрывала имидж китайской партии.

Драматичный фильм не был показан по центральным каналам. Как отметил Юрий Бурцев, "для такого фильма остался один канал — "Культура", но и его можно назвать заповедником культуры".

Сергей Иванов вспоминает "расческу"

Что может объединить жителя Петербурга Колю Васина, заместителя председателя правительства РФ Сергея Иванова и музыканта Андрея Макаревича? Ответ прост — любовь к "Битлз". Все они являются фанатами легендарной группы. Второй фильм фестиваля "Как "Битлз" потрясли Кремль" рассказал, на какие ухищрения шли фанаты ливерпульской четверки в советское время, чтобы послушать кумиров. Самые преданные поклонники рассказывают, как записывали песни с радио, приобретали самодельные записи на рентгеновских листах и собирались подпольно послушать запрещенную музыку.

От вопроса о "Битлз" Сергей Иванов расплывается в улыбке и с ностальгией вспоминает те времена. Песни культовой группы помогали будущему заму премьера учить английский язык. "Я впервые из текста узнал, как по-английски будет "расческа". До сих пор помню", — не без гордости говорит Сергей Иванов. Солидарен с чиновником и Андрей Макаревич, который откровенно признался, что фанател от "Битлз" еще со школы.

Легкий, музыкальный фильм не без английского пафоса, который тонко намекает на то, что бунтарский дух "Битлз", пришедший в Россию, послужил одной из причин перестройки.

Пресловутая политическая культура

В фестивальном фильме "Мы все из угля" описывается жизнь в польском моногороде, где главный источник заработка — угольная шахта. Герой ленты — бывший шахтер, так что хорошо знает всю изнанку незаконной добычи угля. Одной из знаковых сцен в фильме является очередная акция протеста. По сути, в маленьком моногороде люди смогли не только собрать людей на митинг, но и самоорганизоваться в соответствии со всеми требованиями.

"Вот чего не хватает нам, когда мы выходим на митинги, — отметил в дискуссии после просмотра Юрий Бурцев. — Посмотрите, насколько высока самоорганизованность у поляков, как грамотно они вышли на улицу, предъявили претензии, предложили пути выхода". "Дело в том, что в России не так развита политическая культура, но это лишь дело времени", — отметила Ангелина Кузнецова, координатор проекта Frontline в Санкт-Петербурге.

"Им бы наш ОМОН…"

Во второй день фестиваля демонстрировали картину "Венесуэла: революция продолжается". Лента повествовала о происходившем в Каракасе референдуме и праве Чавеса баллотироваться на пост президента вновь и вновь. Вся картина выстроена на противоборстве сторонников Уго и оппозиции. Временной отсчет начинается за неделю до референдума. По мере приближения заветной даты настроения накаляются, уличные акции протеста растут. Несмотря на то что зритель заранее знает исход выборов, следить за фильмом оттого не менее интересно.

Первое, что отметили все зрители, а особенно люди старшего поколения, — наличие у венесуэльцев реальной политической конкуренции и, как следствие, интриги выборов. "Помните, как было у нас в 90-х на выборах? — вспоминает Юрий Бурцев. — Ведь действительно была интрига, мы понимали, что от нас и нашего голоса что-то зависит. Когда граждане осознают свое участие в жизни государства и могут оказать реальное влияние на страну, тогда появляется политическая культура. Именно тогда человек начинает вырабатывать гражданскую позицию, пользоваться социальными институтами. А если он ни на что не влияет, понятно, что будет пассивен".

Впрочем, митинги в поддержку кандидата в президенты в фильме сопровождались обилием танцев, песен и больше напоминали карнавал. "Им бы в Венесуэлу наш ОМОН, сразу бы не до танцев стало! — заметил кто-то из зрителей.

Напомним, что фестиваль документального кино Frontline, одним из информационных спонсоров которого в северной столице является "Новая газета в Санкт-Петербурге", проходит ежедневно до 2 июля в пресс-клубе "Зеленая лампа" (ул. Гагаринская, 3). Начало показов — в 18:00, вход свободный.


Михаил Стацюк

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама