Сколько стоит способствовать формированию гражданственности, патриотизма, социальной активности, чувства собственного достоинства, повышению интеллектуального уровня у 300 человек? А именно — у воспитанников детских домов? Ответ, отражающий официальную точку зрения, будет чуть ниже, а пока порассуждаем о тех, кто ставит эти высокие цели.
Наш высокопоставленный чиновник живет в основном в трех измерениях. Это официальные помпезные акции и заявления; кулуарные и закрытые встречи и консультации; конкретные распоряжения, документы, решения, которые выходят из-под его пера, то есть разнообразная канцелярия, которая, как выясняется, более всего и связана с реальной действительностью.
Красивый треп под телекамеры и диктофоны — это создание мифа: для простаков, домохозяек и прочего развесившего уши электората. Неофициальные встречи — это скорее проверка тех, кто обладает каким-то потенциальным влиянием в обществе, на лояльность, контактность: прощупывание их позиции и демонстрация им реального расклада сил. Ну а юридические акты и документы — это, собственно, и есть реальная политика, то есть строгое следование диктатуре закона.
К чему все эти рассуждения? К тому, что практика показывает, что эти области между собой могут не только не пересекаться, но и входят в глубокое противоречие. От таких эффектов становится иногда забавно. Но чаще грустно. А обычно — противно.
Примеров тут вообще масса. Сколько говорят о борьбе с коррупцией те, кто возглавляет эту самую коррупционную машину! Сколько и как красиво говорят в Петербурге о прекращении уплотнительного строительства те самые чиновники, которые подписывают распоряжения об освоении очередного пятна под застройку в сформировавшемся квартале!
Рефрен большинства публичных протокольных речей городских чиновников: "Петербуржцы — жители великого города!" А в своем ежегодном послании губернатор Петербурга 23 мая 2007 года говорила: "Важно постоянно сверять свои действия с общественным настроением, выстраивать диалог с гражданскими институтами, стимулировать создание активного, дееспособного гражданского общества". Но кто не знает реальную ситуацию с проведением общественных слушаний в Петербурге? В подавляющем большинстве они либо проводятся втихомолку, либо нужное чиновникам решение всеми возможными способами продавливается, либо их результаты по сути своей не учитываются, либо вовсе фальсифицируются. А на прошлогодней закрытой встрече губернатора с интеллигенцией народный артист Андрей Толубеев заступился за исторический Петербург, обратившись к Валентине Матвиенко с просьбой прислушаться к голосу общественности и не допустить строительства небоскреба на Охте. Однако, говорят, получил такой ответ, что от ужаса будто в пол врос. Потому что мероприятие — неофициальное было.
Еще примеров? Навскидку — жилье для военнослужащих. Правительственные новости прошедшего года просто-таки пестрели сообщениями, что до конца текущего года будет преодолен многолетний кризис в обеспечении жильем военнослужащих. Да и петербургский губернатор заявила, что прорыв в решении жилищных проблем считает своей политической задачей номер один.
И что? Недавно один из депутатов Законодательного собрания Петербурга направил на имя губернатора запрос по поводу обеспечения жильем бывших военных — тех, кто встал на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года. По федеральному закону "О статусе военнослужащих" для таких граждан единственная форма обеспечения жильем — государственные жилищные сертификаты. Однако в апреле 2007 года Конституционный суд РФ признал закон как раз в этой части противоречащим Конституции России. На основании этого депутат просил сообщить губернатора о планируемых городским правительством мерах по обеспечению жильем указанных категорий граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы.
Ответ губернатора был прост: суд ведь не рассматривал при этом источники финансирования решения проблемы жилья. Ну а следовательно, обязанность исполнительных органов госвласти по строительству жилья для указанных категорий граждан отсутствует. Так что, выходит, военным, уволившимся до 1 января 2005 года, никаких перспектив и не остается, кроме "антиконституционных действий".
Продолжаем социальную тему. По мнению Валентины Матвиенко, в настоящее время в России "никто системно не занимается проблемами детей и молодежи", а необходимо при этом создавать среду, в которой бы "молодежь могла реализовывать свой творческий потенциал". Не раз чиновники высшего звена высказывали мысль о том, что государство должно уделять больше внимания проблемам детей-сирот.
Это на уровне декларативном. Переходим к реальности: в очередной раз в городе проходит "Рыцарский турнир" — праздник-конкурс среди воспитанников детских домов и школ-интернатов. Читаем соответствующее распоряжение о проведении конкурса, подписанное председателем Комитета по образованию Ольгой Ивановой. В этом году конкурс посвящен "многовековой истории Российского флота, военно-морскому искусству, которое развивалось благодаря усилиям многих выдающихся флотоводцев, и прежде всего Петра I".
Основная цель конкурса — "создать условия для развития социально адаптированной личности воспитанников детских домов и школ-интернатов и формирования у них системы нравственных ценностей через изучение истории нашего Отечества, боевых и культурных традиций народа как средства воспитания патриотизма, гражданственности, духовности". Задачи — "способствовать повышению общекультурного и интеллектуального уровня воспитанников, ознакомлению их с героизмом и мужеством, славой и бессмертием великих флотоводцев России"; "способствовать самореализации личности воспитанников, формированию духовно-нравственных ценностей: гражданственности, патриотизма, социальной активности, чувства собственного достоинства"; "развить чувства уважения и бережного отношения к национальной культуре, народным традициям, обычаям и обрядам, истории нашего народа". Красиво, ничего не скажешь.
Конкурс проводится в течение трех месяцев. Это и первоначальная подготовка участников в детских домах и школах-интернатах, изучение материала, выполнение домашнего задания. Затем на базе Высшего военного морского училища подводного плавания имени Петра Великого пройдут спортивные состязания, исторические конкурсы, конкурс капитанов ("Страницы немеркнущей Славы"), театрализованные композиции (домашние задания), художественные конкурсы. В общем, работу детям предстоит проделать немалую.
По общему результату оценок определяются пять призовых мест. Команды получают памятные призы, благодарственные письма и сувениры. В каждой номинации определяются призовые места за личное первенство. Победители получают памятные призы и дипломы.
Безусловно, задачи поставлены громкие, правильные. И сиротам, наверное, будет интересно. Но вот переходим к пункту "Смета" указанного распоряжения. Итак, повторяем вопрос: во сколько, вы думаете, обходится формирование гражданственности, патриотизма, социальной активности, чувства собственного достоинства, повышение интеллектуального уровня у 300 человек (22 команды) — участников этого мероприятия? Вы удивитесь, но это стоит, по мнению чиновников, 20 тысяч рублей. По статьям: приобретение призов для награждения победителей конкурсов (командное первенство и конкурс капитанов) — 13 000 рублей; оплата автобусной экскурсии по местам боевой славы — 7000 рублей (смотрите сами здесь). Сложно представить, что именно могут получить в подарок на эти деньги воспитанники детских домов. Точнее, представить очень легко — какую-нибудь ручку, блокнот и грамотку. Ну и паровозом — веру в правильно выбранный путь и понимание своего успеха. Уж не стоит говорить о воспитателях и учителях, которые готовят своих подопечных к мероприятиям конкурса. Они, выходит, работают на голом энтузиазме. Все это было бы просто неприятно, если бы речь шла хотя бы об обычной школе и обычных детях. Но тут — сироты, у которых нет дома, нет родителей, и помощи им ждать неоткуда. Только от государства, которое вот таким вот образом показывает свое отношение к этим детям. В данном конкретном случае забота о сиротах прямо пропорциональна финансовым вливаниям в эту сферу. Потому что медалька и блокнот — это и будет для ребенка олицетворением ценности тех знаний, которые он приобрел, и той истории, которую он изучил. А вот если бы в придачу его наградили хотя бы компьютером, то это гораздо существеннее демонстрировало бы заботу государства именно о нем, об этом ребенке. Показывало бы то, что государство хочет, чтобы этот парень победил и обладал знаниями о своей стране. Ценный приз повышал бы статус приобретаемого знания.
Или вот еще одно массовое мероприятие — городской конкурс декоративно-прикладного творчества среди учащихся "Мозаика ремесел". Снова высокие цели: интеллектуальное и духовное развитие подрастающего поколения посредством широкой пропаганды и демонстрации традиционных народных промыслов и ремесел. Номинации конкурсных работ: изделия художественных народных промыслов и ремесел, изделия из кожи, меха и других природных материалов, художественный переплет из кожи, изделия из бересты, ювелирные изделия, украшения и предметы интерьера для дома, деревообработка. И великолепная смета — 30 000 рублей. Внутри этой суммы на призы (15 штук) выделяется 11000 рублей.
Очень, конечно, хорошо, что такие конкурсы проводятся. Но очень плохо, что они имеют столь низкую ценность в глазах чиновников. Изучение народных ремесел — то есть национальной культуры как и национальной истории — это одна из главных задач тех, кто желает воспитать, создать действительно мыслящего, независимого человека. Либо власть этого не понимает, либо ей этого попросту не нужно. А может, и оба варианта верны. Почему можно так утверждать? Да потому что в Петербурге сегодня присутствуют огромные средства, и в бедности городской бюджет упрекнуть никак нельзя. Для него лишние несколько тысяч будут вовсе не заметны.
Полистаем сайт городского заказа — администрация Колпинского района закупает 43,5 тысячи сувенирных брелков на сумму около 500 тысяч рублей: как раз для подарков на массовых мероприятиях. Ну и в придачу мебели на 1 758 847 рублей. Администрация Невского района Петербурга заказывает мебель на 2,5 миллиона рублей (мягкая мебель, как указано в техническом задании, должна быть обязательно кожаная, производства Германии, Финляндии или Эстонии). Администрация Василеостровского района — мебель на 1 миллион рублей. Поставка мебели и предметов интерьера для администрации Калининского района Санкт-Петербурга — 900 000 рублей.
Вот заказы администрации Адмиралтейского района. Два заказа на мебель для своих нужд: один — на 1,5 миллиона рублей, второй — на 2 миллиона 200 тысяч. Для эстетики приведем требования, скажем, к шкафу: каркас облицован шпоном бука, фасады, цоколь и карнизная планка — массив бука. Тонировка — орех золотистый, ручки — цвет античная бронза и т. д. Конечно, среди закупок того же района есть и "социально ориентированная" мебель. Поставка для детского сада № 45 — 12000 рублей. Поставка мебели для детского сада № 133 — 16700 рублей. Поставка мебели для детского сада № 105 — 9200 рублей. И так далее. На мебель для одной из школ выделены прямо-таки внушительные 156370 рублей. Однако мебельные затраты администрации на себя и на детские учреждения, откровенно скажем, несопоставимые.
"Дети сейчас очень во многом забыты и заброшены. Да, государство платит пособие на детей, но ведь не в деньгах дело, нужны другие приоритеты", — заявляет губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Она права. Точнее, была бы права, если бы ее идея распространялась не только на детей, но и на все остальное: на чиновничий аппарат, на малый бизнес, на отношение к историческому центру города. Иначе остается одна голая риторика, ничего общего не имеющая с реальностью.
P. S. Представляете такую фразу из уст городских начальников: "В Петербург просится очередной богатый стратегический инвестор. Но ведь не в деньгах дело, нужны другие приоритеты"? Кажется, городу и его жителям не хватает именно такого отношения к себе.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
И.о. главного редактора: Леньков К.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1
Наш сайт использует куки. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.