ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 14 июля 2014, 9:00

Дмитрий Краснянский: Я думаю, мы будем свидетелями того, как очень-очень серьезные люди пролетят мимо кассы

В 10-15 муниципальных советах итоги выборов могут быть отменены. По крайней мере, если оппозиционеры попытаются этого добиться, то будут иметь хорошие судебные перспективы. Такое мнение в интервью ЗАКС.Ру высказал бывший заместитель председателя Горизбиркома Дмитрий Краснянский. По его словам, в последние дни в ходе избирательного процесса было совершено слишком много ошибок, которые угрожают закончиться обвинительными приговорами для членов избирательных комиссий. Впрочем, рискуют не только муниципальные, но и губернаторские кандидаты. Если удастся доказать, что в поддержку представителя "Единой России" Георгия Полтавченко действительно собрано более 1000 подписей муниципалов, это может стать поводом для весьма громкого судебного разбирательства. Отвлекаясь от уголовных дел, Дмитрий Краснянский рассказал ЗАКС.Ру, что раньше ИКМО слушались Горизбирком и что на месте оппозиционеров он бы формировал теневую избирательную комиссию.


Об отмене выборов

- Муниципальные выборы 2014 года более скандальны, чем выборы 2009 года?

- В 2009 году скандалы тоже были. Но они начались позже и проходили в более мягкой форме. В основном, там были споры, связанные с отказом в регистрации. Но таких случаев, чтобы потенциальных кандидатов даже не допускали сдать документы, были единицы. В целом, такого, что сейчас, конечно, не было.

- Почему?

- Не знаю. Видимо, перепробовали все технологии, и теперь вот новое: просто никого не пустим.

- Вы говорите об ИКМО?

- Видимо, да. Хотя, с моей точки зрения, они очень сильно ошибаются, когда применяют такую технологию. Сейчас многие говорят, что избирательные комиссии правы, закон не нарушен, судиться бесполезно … Но на самом деле, судебная перспектива есть. Хотя бы потому, что помимо определенных норм, прописанных в законе, еще есть принципы проведения выборов. Они тоже в законе обозначены. Там говорится, что комиссия должна действовать открыто и гласно. В нашем случае комиссии действуют и не открыто, и не гласно. То есть имеет место нарушение принципа выборов. Многие граждане не могут выдвинуться. Определить достоверно волю избирателей – не волеизъявление, а именно волю – будет затруднительно. Если волеизъявление проверяется итогами голосования, то действительная воля как внутреннее желание человека иметь выбор из кандидатов – вот этого элемента в некоторых муниципальных образованиях не будет. Соответственно, определить волю избирателей будет невозможно. Здесь, на мой взгляд, действительно имеет место грубое нарушение. И Чуров это признал, и в ЦИКе так многие думают, потому что принципы закона главенствуют над нормами. Если написать какую-то норму, которая будет противоречить принципу выборов, то эта норма применяться не может.

- Вы считаете, что результаты работы ИКМО по приему документов будут отменены, будут назначены новые выборы?

- Результаты выборов могут быть отменены. Здесь есть перспектива судебная.

- В 10-15 муниципалитетах?

- Такое может быть.

- Вы говорите, что и на прошлых выборах людей не пускали в ИКМО?

- Это было в более мягкой форме. Приходили в Горизбирком, жаловались, говорили, что не пускают, мы звонили в ИКМО, ИКМО – деваться некуда – запускало.

- ИКМО слушались Горизбиркома?

- Слушались. Не нужно было принимать никаких решений, писать жалобы. Такие случаи часто были, что приходили люди, рассказывали про очереди, и мы сразу реагировали.

- Есть депутат Роман Шахайдаров из МО Оккревиль. Он пытался избраться в МО "№65". В определенный момент он зашел в комиссию, его выгнали, представитель ИКМО сказала кандидатам, сидевшим в очереди, что комиссия не будет работать, пока Шайхайдаров не уйдет.

- Это чисто уголовная статья. Если мы говорим, что все должны действовать в рамках закона – не только комиссия, но и прокуратура, суд – здесь нужно возбуждать уголовное дело. По статье 141 УК РФ: Воспрепятствование осуществлению избирательных прав путем насилия.

Если в законе есть право подать документы – ведь это не просто право: хочешь подавай, хочешь не подавай. Оно корреспондируется с обязанностью комиссии принять эти документы. Вот есть у меня право: я пришел, обязаны принимать. Как хотят, так и принимают. Хотят - всю ночь пусть сидят.

- Разве они не имеют право работать исключительно в те часы, которые сами себе устанавливают?

- Во-первых, в комиссии от 8 до 12 человек. Слышал комментарии: у нас, мол, один председатель на штате, вот он пусть и работает. А он ногу сломал, вывихнул, голова у него болит, еще что-то, поэтому он не пришел, и комиссия документы не принимает. Нет! Кандидат сдает документы в коллегиальный орган – в избирательную комиссию. Соответственно, комиссия обязана у него принять. Кто будет принимать от комиссии – сам председатель, секретарь, не важно. Комиссия обязана это сделать в период, который определен законом: 20 дней. Комиссия со своей стороны обязана организовать работу таким образом, чтобы все, кто хотел, эти документы могли сдать, и чтобы им не препятствовали. Очередь? Пожалуйста, сидите хоть всю ночь. Но если у меня есть право сдать, вы меня обязаны принять.

То есть необходимо обратиться в суд, признать незаконным бездействие комиссии, которая не приняла документы, и на этом остановиться.

- А дальше?

- Как действие, так и бездействие комиссии можно обжаловать в суде. Можно пожаловаться в Горизбирком.

- Горизбирком говорит, что нет жалоб , есть только обращения граждан и они уже удовлетворены.

- Действительно, есть порядок рассмотрения жалоб. Жалобы касаются признания незаконными действий, решений или бездействия комиссии. Но есть статья 20 (здесь и далее имеется ввиду ФЗ №67 "Об основных гарантиях избирательных прав…" - прим. ЗАКС.Ру), в которой говорится, что комиссия обязана рассматривать поступающие к ним обращения – не только жалобы – и принимать меры. Вот посмотрите, что сделал Чуров. Чуров поступил ровно в соответствии с законом. Пришло обращение в ЦИК – Чурову не важно, жалоба это или обращение. Он должен отреагировать. Он реагирует: видит, что, возможно, здесь есть состав преступления, и он обращается в прокуратуру.

Что бы я сделал в такой ситуации: я прихожу, там стоит очередь, говорю: "примите документы", мне отвечают: "ты не записан, иди к черту", выгоняют меня с каким-то ЧОПом, с какой-то милицией? Я собираю свидетелей, кто это все видел, фиксирую, в том числе на телефон, на видео, и иду в суд, прошу признать бездействие комиссии незаконным. Бездействие заключается в том, что она не организовала работу таким образом, чтобы я мог реализовать свое конституционное право. Это ее проблемы: как там и что. Один там человек, двое. Их там 12 человек: работайте!

И больше бы я ничего просить не стал. Только признать незаконным. Думаю, здесь мне было бы сложно отказать в жалобе. Сложно. Это нужно было бы что-нибудь выдумать суду.

- Как с помощью этого решения отменить выборы?

- Я бы имел это решение, которое рано или поздно вступило бы в законную силу. С этим решением по окончании избирательной капании пошел бы признавать выборы недействительными.

- Почему обязательно дожидаться, когда выборы пройдут?

- Сегодня еще нет результатов выборов, мне отменять нечего. Процедуры приостановления избирательной кампании не существует. Есть понятие "продление выдвижения", но это в случае, если вообще никаких кандидатов нет. Такая своеобразная дырка в законе. Сейчас я не могу признавать выборы недействительными, поскольку эти выборы еще не состоялись. Поэтому пришлось бы мне ждать.

Но параллельно я бы действовал через органы прокураты, поскольку, на мой взгляд, здесь можно усмотреть состав уголовного преступления. Хотя это не моя компетенция – я не прокурор, не следователь. Но, на мой взгляд, если я прихожу реализовывать свое избирательное право, а меня выгоняют, насильно выталкивают, я могу считать это воспрепятствованием путем применения насилия, а кое-где – и обмана. Когда, допустим, я не могу найти решение о назначении выборов – ни в библиотеке, нигде его нет.

- Вряд ли удастся отменить выборы.

- Так скажем, я скептически к этому отношусь. Хотя, что касается муниципальных выборов, в прошлую кампанию у нас даже были уголовные дела и приговоры.

- Приговоры ограничивались штрафами.

- Но это приговор. Не важно, как он закончился. Это уголовка. Потому что если есть явное нарушение закона, то реакция какая-то должна быть. Лично я, например, ощущал четкий отсыл к тому, что выборы нужно проводить честно (имеется ввиду – в бытность замглавы ГИКа – прим. ЗАКС.Ру).


О подкупе

- Вы говорите: вы ощущали. А Горизбирком говорит, что ничего не контролирует, поэтому ничего сделать не может. Алексей Пучнин понапрасну ездит по избиркомам.

- ИКМО действительно по закону не подчиняются Городской избирательной комиссии. Но с другой стороны, решения ИКМО, ее действия и бездействие могут быть обжалованы в Городскую избирательную комиссию. Комиссия должна принимать меры. Причем не надо ездить в какую-то комиссию. Есть районный прокурор. Пусть он проверит, вынесет мотивированный отказ в возбуждении уголовного дела. Что здесь нет состава преступления, что можно так делать и это закону не противоречит. Хорошо, мы все поймем, что так можно делать. Ну и все, и больше на выборы можно не ходить тогда. Либо он должен возбудить дело, и тогда мы все поймем, что так делать нельзя.

Очень многие технологии распространялись по всей федерации из Петербурга. Например, двойники. Когда могло быть 10 Ивановых Иван Иванычей. И некоторые, кстати, проходили. Вспомним, были и депутаты Законодательного собрания такие, хотя шли как двойники. А потом это по всей России распространилось.

Досрочка (досрочное голосование – прим. ЗАКС.Ру) – начали возить (избирателей – прим. ЗАКС.Ру). Потом подумали, прикрыли. Потом подумали еще, вернули. Я лично против досрочного голосования. Уезжаешь: покажи командировочные или приказ директора. Тогда голосуй досрочно, хоть за месяц. Вопрос не в законах, вопрос в их исполнении.

- Если есть досрочка, зачем было провоцировать скандалы с неприемом документов ИКМО?

- Видимо, привести (организовать подкуп избирателей на досрочном голосовании – прим. ЗАКС.РУ) дороже.

- Даже на праймериз "Единой России", по слухам, гнали покупных избирателей. Говорят, в Московском районе чуть ли не по 1000 человек сгоняли, а праймериз в итоге отменили, деньги пропали. Неужели не согнать на досрочку?

- Я помню, была такая технология: нанимали агитаторов. Граждане приходили, с ними заключали договор, что они работают агитаторами Пупкна. Иногда даже агитматериалы не давали. Это еще в конце 90-х было. Был кандидат в Законодательное собрание, у него еще была такая пирамида типа МММ, "Хопер-инвест" называлась. Тогда еще двухтуровая система была. Он в первом туре победил всех. Ему чуть-чуть не хватило, чтобы без второго тура пройти. А ко второму туру его прижали. Стали кричать: "Это подкуп", пошли в суд. Суд, естественно, отказал, сказал: какой это подкуп, он нанимает агитаторов, платит из избирательного фонда. Но кандидат испугался и ко второму туру от этой системы отказался. И проиграл.

Формально схема с агитаторами абсолютно законна. Сейчас никому ничто не мешает ею пользоваться. Но это деньги, это затраты. Нужно купить конкретного избирателя…

А вот если говорить о досрочке. Кандидат может притащить на досрочку свой электорат: "- Вот ты меня знаешь? - Знаю. - Иди за меня проголосуй. - Да я и так за тебя проголосую, приду на выборы и проголосую". То есть нужно заводить кого-то, в ком не уверен. А если в ком-то не уверен, значит, нужно какие-то деньги дать. Вот придет к люмпену какой-нибудь человек, скажет: "Иди, проголосуй за меня на досрочке". Люмпен скажет: "С удовольствием". Ему дают тысячу рублей, он идет, думает: "Ах, тыща рублей, щас напьюсь!", и голосует. Но голосование-то тайное, никто проследить не сможет. И он голосует за другого.

- Разве так делают?..

- Делают. В Петергофе был человек, также нанимал агитаторов и пролетел. Уже шум тогда шел: "Ребята, вас покупают, вы можете голосовать за кого угодно, вы денежки берите, но голосуйте за кого угодно". Люди после хорошего пиара так и сделали: денежки взяли, а проголосовали за другого. Ничто не мешает. На некоторых выборах даже заставляли фотографировать бюллетени.

- Это как на праймериз ЕР, где кандидата в губернаторы выбирали. Там 3 человека проголосовали за кандидата Светлану Нестерову. Двое – это, скорее всего, сама Нестерова и ее супруг Сергей Сахаров. А третьего долго искали, все не могли найти.

- Это ж было на каком-то съезде компартии. Несколько человек проголосовали против Сталина. Но он всех нашел. Из них ни один не дожил даже до Великой отечественной.

- А Виталий Милонов, кстати, свой бюллетень, как вы и говорите, сфотографировал.

- … (смеется).

- Алексей Пучнин сбежал с эфира. Говорят, что он нервничает.

- То, что муниципальные комиссии могут выйти из-под контроля - это факт. Это было в межвыборный период, когда в той же Стрельне сформировали комиссию втихаря. Горизбирком тогда с этим боролся судебными методами. А тогда речь шла всего лишь о формировании ИКМО. Сейчас же на кону судьба конкретных депутатов, бюджет муниципального совета. Естественно, интересы больше, таких малоконтролируемых муниципальных образований тоже больше, и избиркому сложнее с ними справиться.

- Оксана Дмитриева говорит, что Пучнин "глумится" над оппозицией и требует его отставки.

- Оксана Генриховна всегда во время выборов ведет себя шумно. Это, может быть, элемент образа, пиар-стратегии: всех уволить, всех расстрелять. Я не думаю, что председатель Горизбиркома виноват в том, что ей тяжело собирать подписи депутатов муниципальных советов. По другой причине тяжело собирать.

- Она из-за ИКМО требует.

- Она же должна знать - у нее грамотные юристы, тот же Плахотнюк (Вячеслав Плахотнюк – прим. ЗАКС.Ру) - что формально Горизбирком не является руководителем ИКМО. Что он должен сделать – это обратиться. Ну не обратился вовремя – сейчас ЦИК обратился. Посмотрим на результаты этой проверки.

- В Звездном назначили выборы. Вопреки собственной традиции, объявили об этом за два дня до окончания приема документов о выдвижении, а не по истечении этих сроков. Зачем они дали эти два дня?

- В этом случае катастрофически исчезает судебная перспектива. Если они все обозначили: два дня, один день... "- Знал? - Знал. - Иди сдавай документы". Если бы они сказали: "Все ребята, у нас выборы. У нас на 10 мандатов 15 кандидатов, и лавочка закрыта", тогда, конечно, это был бы повод для серьезных проверок.

Ведь проверить можно все: публикацию, была ли она представлена в библиотеку, в архивный комитет, можно проверить типографию. Если это преступление, правоохранительные органы это установить могут, причем очень легко. Неужели типографский рабочий будет кого-то прикрывать? Да он все расскажет, чтоб его только в тюрьму не посадили. Сразу все и подпишется под каждым своим словом. Такое может быть.


О кандидатской жадности

- Эсеры утверждают, что на муниципальных депутатов оказывается давление, чтобы они не подписывались за Дмитриеву.

- Не очень в это верю. На каждых выборах происходит определенная ротация депутатов. Эти депутаты, как правило, знают, что их в следующий состав брать не хотят: по разным причинам. Таких много. Видимо, где-то четверть, ну или процентов 20. Обиженных. И этого для преодоления фильтра хватит. Ну и, конечно, если человек очень любит другого кандидата, он подпишется.

- Есть идейные депутаты, которые сразу подписались.

- Вот давайте посчитаем, сколько их.

- Их не хватило.

- Но это не проблема губернатора, избиркома или кого-либо еще.

- Фильтр был придуман так, чтобы оппозиции было практически невозможно его преодолеть.

- Но он придуман не здесь, а в Москве.

- Но здесь выбраны самые жесткие требования.

- Да, но зато есть постановление Конституционного суда, в котором говорится, что нельзя собрать больше положенного.

- Нельзя сдать – собрать-то можно.

- Нет, нельзя собрать. Потому что депутат может поставить подпись только один раз.

- Но в Горизбиркоме нам говорят, что можно подписываться сколько угодно раз.

- Да, но будет действительна подпись, поставленная первой.

- А нас убеждают, что действительной будет подпись, сданная в Горизбирком.

- Нет. В законе написано – первая.

- А Пучнин говорит – та, что принесена.

- Не знаю. Может быть, у нас разные взгляды на действующее законодательство. Но в законе указано: подпись, поставленная первой. А это все проверяется, это делается у нотариуса, и ни один нотариус переделывать не будет, я в этом убежден. И, соответственно, проверить, сколько подписей собрано, всегда можно. И это очень большая проблема на текущих выборах.

- Но Георгий Полтавченко уверяет, что у него уже 1000 подписей.

- Об этом говорит пресс-служба "Единой России". Если это действительно так, то это нарушение закона.

- Сколько подписей позволяет собрать закон?

- Уставлено, что собрать можно не более 10 процентов подписей плюс несколько запасных (так называемый люфт, в Петербурге 10% составляют 156 подписей, еще 7 могут быть сданы в качестве "запасных" – прим. ЗАКС.Ру). На каких-то выборах, по-моему, новгородских, один из кандидатов собрал столько подписей, что другие физически не смогли бы собрать, даже если бы захотели. Тем самым конкуренция была ограничена. И КС прямо об том указал: сам муниципальный фильтр Конституции не противоречит, но для того, чтобы не препятствовать избирательным правам других граждан России, нельзя собирать подписи сверх установленного законом предела.

- Что бывает за нарушение данного разъяснения?

- Последствия здесь могут быть самые разные. Хотя, касаемо Петербурга, я не уверен, что они какие-то будут. Но, тем не менее, если будет доказано, что собрано подписей больше и это ограничивало права других кандидатов, последствия могли бы быть серьезными… ну, где-нибудь, в Латвии, например (смеется).

- Говорят, Смольный хотел провести выборы в жестком сценарии, допустив только трех кандидатов: Андрея Петрова, Тахира Бикаева и Георгия Полтавченко.

- Это повлияло бы на легитимность губернатора, если бы выборы проводились среди вот этих трех кандидатов.

- Кого допустят до выборов?

- Не знаю, все зависит от того, кому сейчас муниципалы перекинут подписи. Но это чревато – передавать подписи. Это очень опасно, поскольку, повторюсь, все равно можно зафиксировать факт первой подписи в реестре нотариуса. Реестр – документ, который нельзя потерять, сжечь, переделать. Это документ, за который ответственность нотариус несет головой. И может лишиться лицензии, средств к существованию.

Но если говорить о виновных, того же кандидата Полтавченко здесь обвинить будет сложно. Пошел муниципал, поставил у нотариуса подпись. Ну, муниципал и виноват. А то, что было не очень приятное заявление со стороны "Единой России", которая, фактически, расписалась, что это она делала (поскольку именно она выдвигала кандидата и несет ответственность за соблюдение правил выдвижения), вот это вопрос…


О теневом избиркоме

- Появятся ли после выборов советы, полностью перешедшие под контроль оппозиции, как Автово?

- Ну, может быть еще парочка добавится. Или чуть больше. Но они не будут определяющими в городе. С другой стороны, местное самоуправление – это не политика. Это уборка внутридворовых территорий.

- Сейчас же это политика.

- Ну да, муниципальный фильтр – это политика. Но кто сейчас о нем думает? Все думают: "У нас сейчас выборы губернатора, сейчас надо ими заниматься, а потом уже посмотрим, что будет". Никто же не думал раньше, не занимался планомерно муниципалитетами.

- Законы меняют перед каждыми выборами.

- Да, может, опять изменят. На самом деле, на мой взгляд, правильнее было бы выстраивать отношения со всеми парламентскими партиями в Петербурге, плюс "Яблоко" и "Гражданская платформа". Одиозных людей, которые говорят: "Мы против власти и навсегда", мало. Все люди разумные, все хотят работать. Кто-то имеет свои личные интересы, кто-то действительно хочет помочь городу, прославить себя в веках. Прославляйте! Со всеми сработаться можно. Клинических идиотов у нас мало. И выстраивать отношения было можно изначально.

Но для этого в Смольном должно быть создано управление по внутренней политике, как это сделано во многих субъектах федерации. Нужно познакомиться с депутатами, собирать муниципалов. При прежнем губернаторе регулярно - раз в три месяца - собирали глав муниципальных образований, с ними общались, их выслушивали. Сейчас, насколько мне известно, это делается крайне редко.

Та же Нина Шубина (член Горизбиркома, около 10 лет являлась главой смольнинского комитета по местному самоуправлению – прим. ЗАКС.Ру). Она их всех знает, всех. Из какой бы он там партии ни был – тем более, партийный билет это такая условность сейчас. Мы знаем множество людей, которые побывали в десятках партий. Нужно налаживать отношения. Если бы наладили отношения хотя бы с этими 6 партиями, плевать, кто бы там прошел в муниципальные советы. Здесь были бы выборы, практически приближенные к идеалу. Чище, чем выборы мэра Москвы. Почему здесь нельзя было провести такие же муниципальные выборы? А наоборот пошли по пути конфронтации: мы вот этих не пустим, тех не пустим. Это не вина Смольного, кстати.

- Кампания будет скучная?

- Скучная, она и сейчас скучная. Некоторые кандидаты, потенциальные кандидаты будут ходить, говорить, что у них украли это право. Сейчас вот в муниципалитетах зарегистрируют всех, кого хотели, и скандалы кончатся. Ведь, кстати, скандалы сейчас в меньшей части муниципальных образований, в большинстве все спокойно.

- Большинство сидит и ждет досрочку.

- Кто-то ждет досрочку, кто-то подписантов будет рубить, кто-то что-то еще. Насколько мне известно, очень многие, даже серьезные политические партии, ошибаются при подаче документов. Очень-очень серьезно ошибаются. И, я думаю, мы будем свидетелями того, как очень-очень серьезные люди пролетят мимо кассы. Причем по своей вине.

- Говорят, в городском законе заложено много ошибок, чтобы люди подавали документы с ошибками, чтобы потом их снимать.

- Возможно, я не анализировал. Могли не специально заложить ошибки, а просто ошибиться, когда писали. Такое часто бывает.

- ИКМО имеет право своим решением устанавливать форму документов только на электронном или на бумажном и электронном носителях?

- Есть ФЗ, где написано, какие документы и какие сведения о себе кандидат должен предоставить. Хоть на рулоне туалетной бумаги можно написать, у него обязаны принять.

- Сказать, что в нашей ИКМО форма данного документа другая, нельзя?

- Это не основание для отказа. Если предоставлены все требуемые ФЗ документы, все сведения о кандидате, абсолютно неважно, в какой форме кандидат их предоставит. Главное, чтобы это было на русском языке, понятно и без обмана. Более того, если чего-то не хватает, комиссия обязана предупредить: "Слушай, ты написал, что у тебя высшее образование, ты копию диплома еще принеси". Обязана предупредить.

- Кандидат Даниил Кен в Светлановском добивался, чтобы ему выдали образцы документов с печатью и подписью, потому что его вводили в заблуждение, постоянно предоставляя разные по форме образцы.

- Надо было послюнявить палец, открыть ФЗ, посмотреть правила выдвижения, документы. Оснований для отказа не было бы. А если бы ему сказали: не по той форме, не на формате А3, а на формате А4, сходил бы в суд и все. Даже не в суд, а в Горизбиром.

Я согласен, что закон тяжелый. В одном предложении может быть тысяча слов. И прочитать, понять его, действительно, тяжело. Но, тем не менее, если есть интерес, можно взять и прочитать. Если сложно – нанять юриста. Если кандидат не верит избирательной комиссии, он должен все делать сам.

- В том же законе говорится о сроках выдвижения: раньше они были установлены от даты выборов, а теперь от плавающей даты объявления выборов.

- Когда выдвижение начиналось за 56 дней, люди могли подготовиться, принять стартовую позицию и: вперед, побежали. Теперь это делается со дня, следующего после опубликования. Просто не сильно засвечивая дату назначения и дату публикации, можно спокойно сократить сроки выдвижения.

- Это специально законодатели усложнили жизнь кандидатам?

- ФЗ это не противоречит. Я думаю, Госдума должна этот момент рассмотреть и в ФЗ поправить, чтобы был какой-то период между опубликованием решения о назначении выборов и начале выдвижения.

Вообще, я считаю, необходимо упростить федеральное законодательство. Даже по объему закон нуждается в сокращении раз в пять. Процедура должна быть простой, понятной всем. Сейчас без юриста на выборах делать нечего.

Кроме того, сейчас не так много денег в государстве: нужно сокращать вот эту огромную избирательную систему. Когда я пришел работать в избирательную комиссию в 94 году, в ее штате было 3 человека. Сейчас одних системных администраторов человек 40 или 50.

Ту же комиссию (имеется ввиду Горизбирком – прим. ЗАКС.Ру) можно было бы делать межсубъектной. У нас там сколько, 11 субъектов в федеральном округе? Вот одной комиссии хватит. Функции Горизбиркома на выборах президента, на выборах Госдумы – нулевые.

То есть нужны Центральная избирательная комиссия, Межсубъектные избирательные комиссии – штук 10 на Россию – и Территориальные комиссии, которые работали бы не на штатной основе и собирались за полгода до выборов, проводили их, а потом: все, на работу.

Зачем содержать постоянного председателя ИКМО, если он работает один раз в пять лет? Это неприлично. Все эти расходы можно сократить в десятки, если не в сотни раз.

Участковые комиссии нужно формировать по спискам присяжных и по тому же принципу. Провели лотерейку, определили: вот ты работаешь в участковой избирательной комиссии. Обязан. Не хочешь, мы тебе штраф выпишем. Должен быть элемент случайности при формировании избирательной комиссии.

- Что делать оппозиции?

- На месте общественности я бы создал теневой избирком. Одна голова – хорошо, а много – лучше, хоть и некрасиво. Поскольку действительно есть проблемы, вопросы и скандалы, собрали бы всех, включили бы в него юристов от всех партий (если это возможно, в чем я тоже сильно сомневаюсь) и они бы параллельно официальному Горизбиркому работали. Конечно, это неформальный орган, но хотя бы он бы аккумулировал какие-то вопросы, находил бы какие-то решения, его представители выступали бы в судах. Как-то пиарились бы. Думаю, это была бы неплохая идея.

Беседовал Олег Мухин

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Рейтинг персон в этом материале




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама