ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 19 декабря 2012, 1:15

Новый закон о госзакупках: хотели как лучше, а получилось как всегда

18 декабря Госдума должна была во втором чтении рассмотреть законопроект "О Федеральной контрактной системе". Предполагается, что он заменит собой скандально известный ФЗ-94, мануал по осуществлению госзакупок. Однако слушание документа было отложено. Накануне, 17 декабря согласованную комитетом Думы по экономической политике версию законопроекта рассмотрел Совет нижней палаты парламента. А подготовка документа, к которому поступило уже около тысячи поправок, началась еще весной. И эксперты утверждают, что в результате многочисленных изменений закон стал слишком похож на действующий, который он должен заменить.

"Самый важный закон года"

Закон о Федеральной контрактной системе (ФКС) должен сменить нынешний ФЗ-94 о госзакупках, принятый в 2005 году. Старый закон многократно критиковался, и предполагалось, что система станет гораздо эффективнее. Концепцию Федеральной контрактной системы (ФКС) разработали Минэкономразвития совместно с Высшей школой экономики. Участвовали в его создании также Федеральная антимонопольная служба и Министерство финансов. Что касается Госдумы, сопредседателем рабочей группы по обсуждению законопроекта был депутат от “Справедливой России” Илья Пономарев. Еще весной он назвал в своем блоге закон о ФКС “самым важным законом года”. Тогда же он предлагал всем желающим, особенно представителям бизнес-сообщества, принять участие в обсуждении.

Согласно действующему сейчас ФЗ-94 “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, основным критерием выбора исполнителя государственного заказа являлась предлагаемая им стоимость выполнения работ. В результате аукционы часто выигрывали компании, устанавливавшие демпинговые цены, а приобрести более качественный продукт в рамках госзакупок не было возможности.

Другая претензия к ФЗ-94 - его запутанность, сложность, предусмотренный им огромный документооборот. К этому можно прибавить требование обязательно осуществлять все конкурсные процедуры даже для небольшого объема закупок.

В новом законопроекте с самого начала были предусмотрены еще пять критериев выбора исполнителя, помимо цены: сроки поставки, расходы на эксплуатацию и ремонт, гарантия на выполненные работы, качественные характеристики объекта закупок, а также квалификация участников. Должно также учитываться наличие у компаний-участников конкурса финансовых и трудовых ресурсов, а также оборудования, необходимого для исполнения контракта. Также предусматривалась возможность отклонения заявок по причине демпинговой цены. Законопроект предполагал более гибкую систему определения процедуры, с помощью которой будет осуществлена закупка. Например, согласно первоначальной редакции нового законопроекта допускалось применение конкурса с ограниченным участием поставщиков при закупках "высокосложных, инновационных или специализированных" товаров и услуг.

Шило на мыло?

Депутат Госдумы и экономист Оксана Дмитриева, впрочем, к законопроекту относится скептически.

- Этим законом делается попытка преодолеть недостатки 94-го федерального закона, и для оценки заявок применяется не только цена контракта, но и качественные, квалификационные и прочие критерии. Но при этом закон чрезвычайно многословен и предлагает очень запутанную процедуру, - считает Дмитриева. - Например, до самого конкурса по этому закону идет сводный прогноз закупок, план закупок, план-график закупок, обоснование цены, то есть неимоверный объем бумажной работы. И при этом нет четкой градации, когда может использоваться запрос котировок, какие закупки подлежат проведению через более сложные процедуры.

Предусмотрены в законопроекте и некие квоты для малого бизнеса - госзакупки должны стать стимулирующим фактором для его развития. Однако, по мнению Дмитриевой, это тоже может стать источником сложностей.

- Исключения из правил, какие-то особенности для малого бизнеса... Они нужны, но в результате громоздкость, неповоротливость и запутанность процедуры будет такая же, как по ФЗ-94, - предсказывает депутат.

Илья Пономарев, сопредседатель рабочей группы по обсуждению законопроекта, напротив, считает, что в процессе доработок и поправок кое-что удалось улучшить.

- Что-то удалось сделать, что-то не удалось. Отдельные поправки прошли даже, которые Алексеем Навальным были подготовлены, - отметил Пономарев.

В общей сложности за полгода в законопроект было внесено около тысячи поправок. В результате 80% текста, принятого в первом чтении, было переработано. Как говорят эксперты, после правки закон стал больше напоминать нынешний ФЗ-94, то есть то, против чего он был направлен.

Основным способом определения начальной цены контракта стал метод сопоставимых рыночных цен, по которому заказчик устанавливает начальную цену своей закупке исходя из общедоступной информации о рыночных ценах на аналогичные товары и услуги. Теоретически заказчик может использовать собственный метод обоснования цены контракта, но он должен в таком случае обязательно доказать невозможность использования методов, указанных в законе.

В последней версии законопроекта прописан закрытый перечень случаев, в которых заказчик может использовать для проведения закупки запрос предложений, то есть наиболее свободный способ: покупка электроэнергии, спортивного инвентаря для олимпийских сборных, услуг преподавателей и некоторые другие виды закупок. Напомним, в начальной версии запрос предложений можно было использовать для срочных закупок, что было признано коррупционной нормой. Однако при этом законопроект оставляет правительству свободу разрешать отдельным заказчикам осуществлять закупки у любого поставщика и по любой процедуре. Напрашивается подозрение, что исключениями из правил будут злоупотреблять.

Виной всему – непрофессионализм?

По мнению Оксаны Дмитриевой, новый закон в плане коррупциогенности в лучшем случае будет таким же, как старый.

- К чему приводит такой тяжелый механизм госзакупок? - рассуждает она. - Его всячески стремятся избегать. Поэтому уже более 50% инвестиций из бюджета сейчас - не прямые, а вложения в уставные фонды. Этот закон  просто будут обходить через другие схемы расходования бюджетных средств, так же как раньше обходили ФЗ-94.

Однако депутат не считает, что такие правила специально лоббированы кем-то в личных интересах. По мнению Дмитриевой, дело скорее в непрофессионализме создателей.

-  Этот закон настолько запутанный, что непонятно даже, в интересах кого он написан, - поделилась своим мнением Дмитриева. - Мне кажется, это проблема нашей Федеральной антимонопольной службы, их нормотворчества, где все время пытаются навязать в экономике умозрительные схемы без детального профессионального анализа следствий. Отсюда совершенно неуклюжая схема, как в ФЗ-94, так и в аукционе продажи земельных участков. Скорее всего, это непрофессионализм.

Глава администрации президента Сергей Иванов заявил 18 декабря на совещании по вопросам совершенствования государственного контроля, что новый закон о ФКС приведет к росту эффективности бюджетных расходов и будет способствовать борьбе с коррупцией. Тем не менее, похоже, что нынешняя редакция законопроекта о ФКС не устраивает не только Оксану Дмитриеву. Депутаты рассчитывали рассмотреть его во втором и третьем чтениях уже во вторник, 18 декабря. Накануне стало известно, что рассмотрение законопроекта отложили до пятницы, 21 декабря из-за согласования с правовым управлением президента. Однако, по словам депутатов, в повестке дня пятничного заседания рассмотрения этого законопроекта также не предусмотрено. Поэтому вполне вероятно, что он будет принят только после Нового года.  

Мария Смирнова

* ФБК, ФЗПГ и Штабы Навального по решению суда от 9.06.2021 признаны экстремистскими организациями, их деятельность запрещена.
ФБК и ФЗПГ также внесены в реестр НКО - иностранных агентов.


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости27 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама