ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 6 декабря 2012, 10:49

Реабилитация наркозависимых: успех без диалога невозможен

Недавно директор ФСКН России Виктор Иванов сделал заявление. Суть его сводилась к тому, что государство в борьбе с наркоманией должно сделать ставку не только на официальную медицину, но и на негосударственные общественные организации. Глава Наркоконтроля отметил, что эффективность общественников тоже невысока и не превышает пяти процентов, но ее можно значительно поднять, создав систему государственных грантов.

Это заявление вызвало немало вопросов у той же общественности. В первую очередь борцы с наркоманией интересовались, изменится ли теперь отношение властей к негосударственным организациям, тем более, что до сих пор это отношение в ряде случае было, мягко говоря, настороженным и недоверчивым.

Таким образом, круглый стол на тему "Взаимодействие государственных структур в создании системы социальной реабилитации и ресоциализации", который состоялся в пресс-клубе "Зеленая лампа", изначально обрел отнюдь не выдуманную, а вполне реальную интригу, тем более, что за круглым столом собрались представители как государственных структур, так и общественники, занимающиеся по мере своих сил решением этой непростой проблемы. Появилась надежда, что на некоторые вопросы можно будет получить конкретные ответы.

В значительной степени эти ожидания оправдались.

Первыми слово взяли представители государства. Начальник сектора по обеспечению деятельности Антинаркотической комиссии в Санкт-Петербурге Михаил Коржик сказал, что в области борьбы с наркоманией в нашем городе дело обстоит лучше, нежели в некоторых других регионах. В Северной столице созданы пять государственных наркологических центров, разработана система подготовки квалифицированных кадров, налажена связь с общественными организациями. Более того, государственные органы провели паспортизацию этих организаций, коих в нашем городе насчитывается тридцать шесть светских плюс девять религиозных. Теперь на очереди стоит добровольная сертификация этих реабилитационных некоммерческих центров.

Пока такой сертификат в нашем городе получила только одна организация подобного профиля, относящаяся к петербургской епархии православной церкви. Впрочем, по всей России пока выдано всего четыре таких сертификата, поэтому наличие в Санкт-Петербурге одной сертифицированной некоммерческой реабилитационной организации уже можно считать серьезным достижением.

Михаил Михайлович Коржик добавил, что считает сертификацию делом важным и нужным, поскольку получение сертификата на реабилитационную деятельность является, по его мнению, залогом разговора на равных между государством и общественными организациями. Необходимыми критериями для получения сертификата он назвал эффективность деятельности организации, готовность ее к конструктивному сотрудничеству и использование в работе новых современных технологий.

Правда, Михаил Коржик одновременно отметил, что борьба с наркоманией в России до сих пор ведется по законам, принятым в 1998 году. По сей день не выработаны стандарты оказания услуг гражданам. В этой связи он высказал пожелание, чтобы законодательство как можно скорее было бы приведено в соответствие с требованиями сегодняшнего дня.

Прокурор отдела по надзору за соблюдением законодательства в сфере оборота наркотических средств прокуратуры Санкт-Петербурга Константин Игнатенко также посетовал на то, что законы устарели и явно нуждаются в совершенствовании. Тем не менее прокуратура в соответствии с действующими пока законами регулярно проводит проверки организаций, занимающихся реабилитацией наркозависимых граждан. Так, в ноябре прошли проверки государственных реабилитационных центров, причем в ряде случаев возникли вопросы по поводу эффективности применяемых методик. Что же касается общественных некоммерческих реабилитационных центров, то у них, по словам Константина Игнатенко, в последнее время "фатальных нарушений" не выявлено.

В словах прокурора прозвучал косвенный упрек в адрес государственных реабилитационных наркологических центров. На него попробовала ответить заместитель главного врача по реабилитации первого Межрайонного наркологического диспансера Марина Гамаева. Она также начала с несовершенства действующего законодательства и напомнила собравшимся, что до сих не выработаны конкретные общероссийские "критерии трезвости". Поэтому чуть ли не каждому реабилитационному учреждению, будь то государственный диспансер или некоммерческий центр, приходится разрабатывать такие критерии самостоятельно, исходя из собственного опыта и своей специфики. Как сообщила Марина Гамаева, в Межрайонном наркодиспансере излечиваются от пагубного недуга от 40 до 60 процентов пациентов, прошедших курс реабилитации. При определении этой цифры специалисты диспансера основывались на устных заявлениях самих пациентов, а также собственном анализе эффективности проведенного лечения.

Последующие выступления способствовали некоторому обострению развернувшейся дискуссии. Слово взяли представители общественных некоммерческих реабилитационных центров, некоторые из которых давно уже гласно и негласно вступили в конкуренцию за право первенства на этом поприще.

Валерий Клюка, куратор стационара "Саперное", находящегося в ведении петербургской епархии Русской православной церкви, также признался, что в определении эффективности руководствуется принципом визуального контроля. На основе этого принципа он сделал вывод, что в среднем от числа всех пациентов, прошедших курс реабилитации в стационар, наблюдается 80 – 85 процентов ремиссии.

Как пояснил господин Клюка, программа реабилитации включает в себя два этапа. Во время первого этапа пациенты проходят курс в дневном стационаре в Александро-Невской лавре. Затем возможно продолжение курса реабилитации в одном из стационаров постоянного пребывания. Их сегодня насчитывается три – упомянутое "Саперное", а также "Торфяное" и "Красноармейское". Между прочим, первому из них недавно исполнилось уже пятнадцать лет.

Из сказанного можно было сделать вывод, что при наличии такого большого процента излечившихся полученный епархиальным центром сертификат на реабилитационную деятельность является заслуженным и закономерным итогом многолетней работы.

Правда, после нескольких дополнительных вопросов из зала выяснилось, что даже в образцовом "Саперном" дела обстоят не столь идиллически, как это могло бы показаться со стороны. Валерий Клюка честно сказал, что если в дневном стационаре помощь может получить любой желающий, вне зависимости от вероисповедания, то в стационар постоянного пребывания направляются только православные пациенты. Жизнь в этом стационаре подчинена церковному уставу и определенную часть времени больные проводят в молитвах и на богослужениях. Да и не всякий православный из числа страдающих наркоманией может рассчитывать на то, что окажется в числе избранных пациентов. По словам очевидцев, отбор здесь ведется достаточно строгий.

Зато в реабилитационном центре "Новая жизнь" готовы оказать помощь любому, обратившемуся к ним за помощью. Во всяком случае, в этом заверила собравшихся представитель центра Мадия Ефимова. Она также с гордостью сообщила, что за семнадцать лет существования центра за помощью обратились семь тысяч человек, причем стойкая ремиссия наблюдалась впоследствии у тысячи ста человек. Есть и научно обоснованный показатель эффективности. Согласно проведенным в прошлом году в центре исследованиям выяснилось, что здесь излечиваются от недуга 59,2 процента пациентов.

Главной проблемой, стоящей перед центром, госпожа Ефимова назвала разобщенность, отсутствие сплоченности между теми, кто делает общее дело, и взаимодействия между подобными общественными центрами.

Причем, как показалось, к идее добровольной сертификации, как и вообще координации действий с государственными структурами, Мадия Ефимова отнеслась, скажем так, осторожно. Она сказала, что основным трендом в мировой практике сейчас является оказание содействия именно негосударственным центрам.

Что же касается самой сертификации, то она, по мнению Мадины Ефимовой, подразумевает контроль за стороны тех, кто выдал сертификат. Это, похоже, не вызвало у Ефимовой особого восторга. Она посетовала на предвзятое, по ее мнению, отношение государственных, прежде всего, правоохранительных структур к реабилитационному центру. По утверждению сотрудников центра, здесь периодически проводятся не всегда обоснованные рейды и проверки.

Кроме того, по убеждению Ефимовой, есть организации столь оригинальные, что не вписываются в навязанные сверху стандарты. Судя по всему, по убеждению активистов "Новой жизни", их организация относится именно к числу таких вот нестандартных образований.

Впрочем, именно эта "оригинальность" и стала предметом упреков в адрес "Новой жизни", прозвучавших на этот раз со стороны представителя православной церкви. Валерий Клюка прямо спросил, не являются ли активисты "Новой жизни" адептами какого-либо религиозного течения. Это подозрение было с негодованием отвергнуто Мадиной Ефимовой. Она сказала, что "Новая жизнь" не имеет отношения ни к одной религиозной конфессии. Центр приветствует многоконфессиональность и открыт для диалога с представителями всех религий и атеистами.

Однако звучавшие в выступлениях представителей центра периодические ссылки на Библию и некий "кодекс протестантской этики", предложения читать и изучать Священное Писание дали повод усомниться в полной искренности этих слов.

Правда, в завершение дискуссии руководители "Новой жизни" в частной беседе пригласили Валерия Клюку посетить свой центр, и это приглашение было вроде бы принято.

Но легкий осадок от лишнего и никому не нужного противостояния организаций, делающих одно общее полезное дело, все же остался. Недаром под конец диспута Константин Игнатенко с досадой посетовал на то, что вместо обсуждения путей взаимодействия участники круглого стола больше говорили о соперничестве друг с другом.

В сухом остатке можно сделать вывод, что практически все представленные на круглом столе некоммерческие реабилитационные центры действительно в той или иной степени добились реальных достижений в деле возвращения к нормальной жизни людей, страдающих наркотической зависимостью. Порой это делается даже вопреки несовершенству нашего законодательства.

Именно поэтому, наверное, сегодня очень важно определить общие точки соприкосновения, договориться о критериях, которыми эти организации будут руководствоваться в своей работе.

Наверное, не стоит с ходу отбрасывать и критерии, положенные в основу государственной сертификации. Безусловно, они далеки от совершенства. Но выработать новые, более совершенные стандарты можно только в формате диалога, поиска взаимопонимания и компромиссов. Причем это касается как взаимного отношения государственных и общественных организаций, так и отношения некоммерческих реабилитационных центров между собой.

Проще говоря, гораздо эффективнее будет сосредоточить усилия на противостоянии общему страшному врагу, нежели растрачивать их попусту в мелочных склоках и сварах.

Юрий Гладыш

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости27 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама